В современных условиях широкое распространение получила концепция бережливого производства, которая включает в себя множество инструментов, использование которых приводит к повышению производительности труда, за счет сокращения времени необходимого для получения результата. На сегодняшний день бережливые технологии массово внедряют не только на предприятия, но и в образовательные организации.
Основной задачей бережливых технологий является оптимизация любого процесса как производственного, управленческого, так и образовательного, благодаря выявлению и устранению потерь. Непрерывное совершенствование процессов значительно облегчает деятельность любых организаций и производств. Отличительной чертой применения бережливых технологий является изменение отношения у сотрудников к своей трудовой деятельности. Образование в этом направлении имеет много специфических особенностей, однако и здесь пригодятся универсальные, зарекомендовавшие себя подходы.
Бережливые технологии в образовательных организациях – это технологии, которые повышают качество образования с минимальными затратами.
Эта система реализует принципы бережливого производства, направленного на выявление и устранение потерь для увеличения производительности труда, а в конкретном нашем случае — производительности обучения.
Бережливые технологии, применяемые в области образования, повышают уровень удовлетворенности потребителей образовательных услуг и их законных представителей, а также сотрудников образовательного учреждения как работников организации.
Внедрение бережливые технологий в образовательных организациях возможно осуществить и реализовать за счет следующих задач:
внедрить концепции бережливых технологий в инструменты и методы образования по отдельности, которые составляют единую систему;
улучшить материально-техническую базу;
организовать курсы повышения квалификации для сотрудников образовательной организации с применением бережливых технологий;
организовать рабочие места сотрудников образовательного учреждения;
внедрить систему стимулирования для работников, которые применяют элементы бережливых технологий;
развить информационно-образовательное пространство и образовательную инфраструктуру;
развить практико-ориентированное обучение, которое направлено на решение проблем при помощи бережливых технологий;
разработать технологии вовлечения учеников в образовательный процесс.
Ключевые факторы бережливого обучения (Lean+Training) не отличаются от факторов бережливого производства и включают в себя:
выявление и устранение потерь в обучении;
непрерывный поток обучения;
стандартизацию учебного процесса;
5S — организацию рабочего (учебного) места (класса);
визуализацию учебного процесса;
канбан ("доска планирования") - система организации производства и снабжения, позволяющая реализовать принцип «точно в срок»;
осведомлённость и вовлечение персонала;
кайдзен — непрерывное улучшение.
Нормативная база бережливого производства:
ГОСТ Р 56407 — 2015.БЕРЕЖЛИВОЕ ПРОИЗВОДСТВО. Основные методы и инструменты
ГОСТ БП 56020 — 2014 БЕРЕЖЛИВОЕ ПРОИЗВОДСТВО. Основные положения и словарь
ГОСТ Р 56906-2016 Бережливое производство. Организация рабочего пространства (5S)
ГОСТ Р 56907-2016 Бережливое производство. Визуализация
ГОСТ Р 56908-2016 Бережливое производство. Стандартизация работы
ГОСТ Р 57524-2017 Бережливое производство. Поток создания ценности
ГОСТ Р 56404-2015 Бережливое производство. Требования к системам менеджмента
ГОСТ Р 56405-2015 Бережливое производство. Процесс сертификации систем менеджмента. Процедура оценки
ГОСТ Р 56406-2015 Бережливое производство. Аудит. Вопросы для оценки системы менеджмента
ГОСТ Р 57523-2017 Бережливое производство. Руководство по системе подготовки персонала
ГОСТ Р 57522-2017 Бережливое производство. Руководство по интегрированной менеджмента качества и бережливого производства
Региональные документы
Постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 05.04.2019 № 221 "О создании производственно-управленческой системы Кузбасса".
Приказ КОиН Администрации г. Новокузнецка 22.12.2020 № 1398 «Об организации работы по реализации проектов бережливого производства в образовательных организациях города Новокузнецка».
Документы МБОУ "Лицей № 35":
Паспорт проекта "Оптимизация текущих процессов" (презентация)
Оптимизация процесса написания и утверждения рабочих программ учителя (презентация)